Курочка
Ряба:
традиционалистский
анализ русской народной сказки
1.
Жили-были дед да баба,
2. У них была
курочка
ряба.
3. Снесла курочка
яичко:
4.
Пестрó, вострó,
костянó,
мудренó,
-
5. Посадила яичко
в осиновое дупёлко,
6. В кут1
под лавку.
7. Мышка бежала,
хвостом вернула,
8. Яичко приломала.
9. Об этом яичке
дед стал плакать,
10. Бабка рыдать,
вереи2
хохотать,
11. Курицы летать,
ворота скрипеть,
12. Сор под
порогом закýрился,
13. Двери
побутусились3,
тын4
рассыпался,
14. Верх на избе
зашатался...
15. А курочка ряба
им говорит:
16. - Дед не
плачь, бабка не рыдай,
17. Куры не
летайте,
18. Ворота не
скрипите, сор под порогом
19. Не закуривайся,
20. Тын не
рассыпайся,
21. Верх на избе
не шатайся -
22. Снесу вам еще
яичко:
23.
Пестрó,
вострó,
костянó,
мудренó,
24. Яичко не
простое - золотое.
1.
Кут - угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали
кур. 2.
Вереи - столбы, на которые навешивались ворота. 3.
Побутусились - выпятились, выгнулись, распузатились. 4.
Тын - деревянный сплошной забор, частокол.
Сказка "Курочка Ряба" является интереснейшим текстом, в
котором можно
увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и
традиционалистской цикличностью эпох.
Строки
2-3, 5-8. Курочка Ряба
откладывает яйцо. Мышь задевает его
хвостом и разбивает
В древнегреческом пеласгическом мифе о сотворении мира Эвринома -
богиня всего сущего - восстала из Хаоса и зачала от северного ветра
Борея, представшего в образе змея Офиона. Эвринома, превратившись в
утку, отложила Мировое яйцо на волны. По ее просьбе змей Офион обвился
вокруг яйца семь раз и высиживал его до тех пор, пока оно не разбилось
и из него не появилось "все то, что только существует на
свете"1.
Образ птицы, которая сносит Мировое яйцо (в частности на воду),
довольно распространен в мировой мифологии. Приведем лишь несколько
примеров. В "Калевале" описывается, как утка, "дочь
воздушного
пространства", зачала от восточного ветра и снесла на колено
матери
воды Ильматар несколько яиц. Яйца, в конце концов, разбились и из их
обломков родился мир2.
Подобную космогоническую символику
можно найти
и в мифологии Коми.
В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое
яйцо, из которого возник Брахма3,
а в древнеиндийской
мифологии
золотой зародыш - Хираньягарбха - является первоначальной формой
Праджапати, создателя Вселенной4.
В Ветхом Завете тоже присутствуют отголоски этого архаичного мифа: "Дух
Божий носился над водою" (Быт. 1:2). На это соответствие
указывается и
в "Толковой Библии" под редакцией профессора богословия
Лопухина А.П.: "Самое действие Св. Духа на хаос уподобляется здесь
действию
птицы,
сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своею теплотой для
пробуждения в них жизни"5.
Связь птицы и мирового яйца можно также проследить и в древнеегипетской
мифологии: в гермопольской космогонии белый гусь "Великий
Гоготун",
воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог
солнца Ра6.
В сказке "Курочка Ряба" яйцо разбивается мышью. Мышь -
крайне
символичный образ в мифологии. В странах Средиземноморья - Египте,
Палестине, Греции - считалось, что мышь родилась из земли.
Действительно, многие исследователи указывают на хтоническую символику
мыши, которая находит свое подтверждение и в языке: крыса (русск.) -
hruse (др.-англ. "земля") - кирза (русск. диал. "верхний слой земли"),
а также: geli- (индо-европейск. праязык "мышь") - qela
(лидийск. "земля"). Таким же символичным является и другое
хтоническое животное -
змея. В этом смысле мышь и змея уравниваются (Сравните: щур (русск.
диал. "крыса") - червь (русск.), а также: sorex (лат. "мышь") - sauroz
(греч. "ящерица > "змея")7.
Таким образом, сравнив начало анализируемой сказки и пеласгический миф
творения, мы увидели идентичность логических построений:
Эвринома в
образе
голубки
→
Мировое Яйцо
←
Борей/Офион
Курочка Ряба
→
яйцо
←
мышь
Это позволяет сделать нам вывод, что образ курочки Рябы, сносящей яйцо,
разбиваемое затем хтоническим животным мышью, является ни чем иным, как
упрощенным описанием космогонического мифа, сходного с пеласгическим.
Строки
9-14. Последствия
Далее в тексте сказки мы уже не видим продолжения обычного
космогонического мифа, однако символика происходящего становится
сложнее. После того, как яйцо разбилось, начался эсхатологический хаос,
на описание которого в большой мере повлияло описание апокалипсиса в
"Откровении Иоанна": человеческий плач (строки 9-10),
горящая земля и
дым (строка 12), землетрясение (строки 11, 13-14). Мы также встречаем
интереснейшую деталь в строке 10, на которой остановимся подробнее.
Несмотря на царящий хаос, сопровождающий умирание мира, мы сталкиваемся
с тем, что "вереи хохочут". "Вереями" в старину
называли столбы, на
которые вешали ворота. Столбы также имеют несколько символических
значений, но из этого множества нас интересует сакральное значение
столба, которое нашло отражение в языке: columna (лат. "столб", русск.
"колонна") - кол (русск.) - kel (осет. "гореть,
сиять")+lumen (лат. "свет") - caelum (лат. "небо")8.
Столб также
является одним из
древнейших объектов поклонения; с момента принятия христианства на Руси
столбы стали отождествляться со злом, так как им поклонялись язычники.
Таким образом "хохот верей" может отождествляться со смехом
зла,
вызванным картиной разрушения мира и человеческого горя.
Однако существует еще одно значение столба, как символа, которое
проливает свет на собственно предмет нашего небольшого исследования.
Сакральное значение столба также связано со смертью и возрождением -
обновлением Вселенной: swir (др.-англ. "столб") - wer
(др.-англ. "сосуд, бездна") - верея (русск. "столб") - wir
(тохарский язык А "новый, молодой")9.
Похожее сочетание
значений
имеет и
слово "смех".
С одной стороны: mer- (индо-европейск. праязык "умирать") -
смерть
(русск.) - смех (русск.), а также ridere (лат. "смеяться") - ri(th)
(авест. "смерть"); с другой стороны: ridere (лат. "смеяться") - родить
(русск.) - ret- (др.-инд. "мужское семя")10.
Итак, мы видим, что "хохот верей" имеет не только значение
смеха зла,
но и указание на обновление мира. Это доказывается также и дальнейшим
анализом текста. Кроме апокалиптических деталей, в строках 11, 13 и 14
мы встречаем следующее описание происходящего: "курицы летают,
ворота
скрипят, двери побутусились, верх на избе зашатался". Создается
впечатление, что на избу обрушился сильнейший шквал ветра. Оставим за
рамками нашего анализа направление ветра - северное, восточное или
какое-либо другое - предположим лишь, что этот ветер заполнил дом - на
это указывает слово "бутуситься", что означает "выпятиться,
распузатиться". Этот ветер оплодотворяет курочку Рябу: в строках
16-24
она успокаивает людей, животных и неодушевленные объекты и говорит, что
снесет другое яйцо - золотое. Таким образом, в конце сказки дается
намек на повторение космогонического мифа, только мир, на этот раз
обещанный курочкой Рябой совсем иной.
Вновь обратившись к древнегреческой мифологии, мы увидим, что греки
делили время существования человечества на несколько эпох: золотую,
серебряную, медную и железную11.
Нелишне будет напомнить,
что под
данным делением древние греки имели в виду деградацию человечества - от
Золотого века, когда люди жили в согласии с Богами долго и счастливо,
не задумываясь о невзгодах и смерти, до Железного века, где люди
проживают короткую жизнь, наполненную злобой, алчбой, распутством и
несправедливостью. Подобного же деления придерживались и древние
индусы: четыре Юги - Сатиа Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга
составляют Манвантарный цикл, где Кали Юга соответствует Железному веку
и описывается практически идентично: добродетель приходит в полный
упадок, праведники бедствуют, преступники процветают12.
"Нисходящее
движение проявления и, следовательно, выражаемого им цикла,
осуществляющееся от позитивного или сущностного полюса существования и
до его негативного или субстанциального полюса"13.
Кали Юга -
конечная часть Манвантарного цикла, ""искра бытия" в рамках
становления
исчерпывается, выветривается, и тогда возникает особая ситуация конца
времен, апокалипсис".
За этой "особой
ситуацией"
следует новый
цикл, мир вновь переходит в Золотую эпоху, носящую у индусов название
Сатиа Юги. Золотое яйцо, обещанное курочкой Рябой людям, животным и
остальному миру, и является этой эпохой, когда люди вновь будут жить в
согласии с Богами и природой.
Теперь, когда мы полностью проанализировали текст сказки, мы можем
восстановить ее довольно простой символический смысл:
Курочка Ряба сносит яйцо, обозначающее мир в четвертую Железную эпоху.
Хтоническое существо мышь разбивает это яйцо, таким образом, завершая
Кали Югу. В результате наступает конец времен, абсолютная энтропия,
уничтожение мира. Однако хаос, который также можно назвать вселенским
бардо, не существует вечно; он завершается началом Золотой эпохи, Сатиа
Югой, новым циклом Манвантары.