Главная Архив Ссылки Редакция, etc.

Тайные женские общества у ибибио

Маска тайного общества Эгбо

Краткая этнографическая справка: Ибибио (агбишера) - народ, проживающий на юго-востоке Нигерии. Численность ибибио на 1992 год составляла 6,77 миллионов человек. Этническая история ибибио свидетельствует об автохтонности племён ибибио, восходящих к собственно ибибио, а также об их многочисленных микромиграциях в пределах региона, начиная с XV века. Пользуясь численным преимуществом, ибибио удерживают политический контроль над областью Аква-Ибом. Политическая система строится на традиционной основе консенсуса. Несмотря на то, что выборы все же проводятся, политические лидеры избираются заранее, чтобы принести пользу всему народу. Язык - ибибио; относится к бенуэ-конголезской подсемье нигеро-конголезских языков. Письменность на основе латинского алфавита. Некоторые группы ибибио до середины XX века использовали пиктографическую письменность нсибиди. Религия - христианство и традиционные верования. Основу традиционной социальной организации составляют большесемейные общины, родовая организация, возрастные группы и ранговые тайные общества.

У женщин ибибио до сих пор существует одно или два тайных общества, хотя они и не такие влиятельны, как культ великого Экои народа Нимм или знаменитое общество Бунду в Сьерра-Леоне. Одно из них называется Эбре. Это игра, в которую начали играть Убиум ибибио и которая оказалась настолько привлекательной, что многие племена начали копировать ее. Главным правилом этого общества является одежда его членов, которая довольно дорого стоит, так что только богатые могут вступить в общество. Необходимо купить множество шелковых платков и плиссировать их. Углы собираются вместе, образуя розочку, которая затем подвязывается к поясу, немного перехлестываясь, а нижний конец остается свободным. Затем разрезаются ленты из темной кожи шириной от 8 до 10 сантиметров и на них нанизываются раковины каури и бусы, причем настолько плотно, что нить практически не видно. Две такие ленты привязываются к ногам - обычно между лодыжкой и коленом. Иногда такое украшение носится на предплечьях, а на крепких коричневых шеях, ниспадая на грудь, висят красочные бусы. Пониже ленты на щиколотке висят дюжины небольших переплетенных медных украшений, которые называются ньяуаро - их носят маленькие девочки на нитках обвязанных вокруг запястья. Эти украшения также временами называют "колокольчиками", но на самом деле они больше похожи на маленькие погремушки. Женщины Эбре говорят, что они одевают их на щиколотки, "чтобы они ударялись друг об друга и красиво пели в танце".

Все это напоминает нечто среднее между франкмасонством и тред-юнионизмом и является единственным способом защиты от тирании мужчин. Если с членом общества поступили несправедливо, то этот вопрос рассматривается главами общества, которые выносит судебное решение.

Не так давно туземный суд в Идуа Орон рассматривал иск, поданный женщиной по имени Нсе Абасси против Одионг Эте, обвиняя ее в незаконном вымогании у нее денег от имени местного общества Эбре.

Истец под присягой сказала: "Обвиняемая пришла ко мне в дом в сопровождении Эйо Иньяна, а также Эурпе и Атати. Они принесли с собой барабан Эбре. Когда они сели, они положили барабан на стол. Они сказали, что собираются забрать у меня одну козу и одну большую оплетенную бутыль рома за то, что мои козы испортили ферму Нтейо. В первый день я отдала им одну маленькую оплетенную бутыль и две маленьких бутылки рома. Через четыре дня я купила козу и передала обвиняемой еще одну оплетенную бутыль".

Нку Ита, вызванный в качества свидетеля, под присягой сказал: "Я не присутствовал в момент, когда обвиняемая требовала козу и ром, но истец приходила ко мне, чтобы купить ром, и сказала, что она должна выплатить штраф, наложенный на нее обвиняемой в качестве главы общества Эбре".

В каждом городе эфиков и других ибибио существуют отделения общества Тхан Исонг, т.е. Женщин Земли. На свои культовые церемонии члены общества собираются в определенные дни, причем ни один мужчина не может присутствовать на них. В Калабаре эти церемонии называются Ндито Ибан: на них жены воинов, одетых в мужские наряды, весело танцуют и поют, а в это время их мужчины находятся на тропе войны.

Складывается впечатление, что в этих церемониях можно заметить слабые, отдаленные отголоски обычаев женщин, поклонявшихся Альрауне, которые, связав свои локоны наподобие бороды, молились Всеобщему Отцу Одину из-за лебединых прудов, чтобы он благословил оружие их мужей.

Мавунгу - тайное женское общество пангве - также в некотором смысле напоминает Тхан Исонг ибибио. У них не только практикуются танцы на празднествах, которые согласно господину Гюнтеру Тессманну называются "Эбан", но и сами танцующие одеваются в мужские наряды, а ведущий марширует с ружьем в руке и мечом на поясе.

Ночью после ухода из города воинов эфик оставшиеся дома жены обычно шли в свои спальные комнаты и надевали одежды отсутствующих повелителей. Вместе с одеждой главная жена брала себе имя своего мужа, и во время церемонии она называла себя только им, и точно также к ней обращались все другие участники. Одетые в странные наряды женщины отправлялись к главным сооружениям города, пили пальмовое вино, смеялись и подшучивали друг над другом. Не имело значения, как тяжело и беспокойно бились сердца под мужским облачением; женщины не осмеливались выказать ни капли грусти или беспокойства, но должны были выглядеть счастливыми и смелыми, чтобы посредством симпатической магии поддержать в своих отсутствующих мужьях отвагу и храбрость.

Танцевальный шлем ибибио
Танцевальный шлем ибибио

Церемония называлась "Иком Бе", и мужчинам строго запрещалось присутствовать на ней. То же самое касалось и женских мистерий - если бы мужчина осквернил ритуал своим присутствием, то раса могла быть уничтожена. Всю ночь женщины танцевали в городе, чтобы доказать свою храбрость и выносливость. Только после рассвета они могли, обессилив, отправляться отдыхать, и даже плакать было запрещено, чтобы подобное потворство слабости не могло магически повлиять на своих отсутствующих повелителей - в груди их сердца могли превратиться в воду, что привело бы к тому, что их сила просто бы улетучилась.

Схожие меры предосторожности описывались в Борнео, где "во время военного похода мужчин в их домах зажигали огни, раскладывали циновки и не тушили огни до позднего вечера, а затем зажигали их снова перед самым рассветом, чтобы мужчинам не было холодно. Крыши домов также разбирались перед рассветом, чтобы мужчины не лежали слишком долго и не попали в руки врага. Точно также, когда дъяк уходит на охоту за головами, его жена или сестра, если он неженат, должны были денно и нощно носить меч, чтобы он мог постоянно думать об оружии. Кроме того, она не должна была спать днем и до двух часов ночи, чтобы враг из-за этого не захватил ее мужа или брата врасплох1.

В качестве примера того, как местные обычаи могут быть неправильно интерпретированы даже самыми умными белыми людьми, можно упомянуть о случае, когда один очень опытный и влиятельный миссионер, работавший на западном побережье Тихого океана, услышав о подобных ритуалах эфиков, отреагировал на них в несколько извращенном смысле, заявив, что они являются доказательством того, что женщины радуются по поводу временного высвобождения из-под контроля свои мужчин!

Несмотря на то, что два этих общества - Эбре и Тхан Исонг - являются единственными из тех, которые мы смогли зафиксировать среди женской части ибибио, одно происшествие выявило несколько иное положение дел, имевшее место в прошлом.

Собирая информацию о церемониях, которые согласно обычаю должны были состояться по поводу смерти вождей эфиков, занимавших высокое положение в обществе Эгбо - самого главного тайного культа у эфиков и экои - мой муж обнаружил следующее: когда "Эгбо" убегает из города, как и полагается после подобного события, а оставшиеся члены общества не могут его поймать и с триумфом доставить его обратно, они обязаны поступить на службу к какой-либо древней женщине, принадлежащей к одной из правящих семей. Обычно по ее зову дух возвращается, несмотря на то, что он отказывался внимать призывам мужчин. Эта нужда в помощи женщины выглядит довольно странно для общества, в котором женщинам под страхом смерти не дозволяется присутствовать на ритуалах. Поэтому мой муж поинтересовался об истоках этого обычая, и ему сказали, что женская помощь необходима потому, что изначально Эгбо было женским тайным обществом, а потом мужчины вырвали у них тайну, узнали ритуалы и в конце концов лишили женщин возможности участия в них2.

В нынешнее время женщин, которые случайно или намеренно зашли на территорию, отведенную под проведение игр Эгбо, уже нельзя приговорить к смерти. Исключение составляют лишь места, расположенные в глубоких зарослях кустарников, где до сих пор проводятся древние церемонии и есть шанс избежать внимания "правительства". И все же одна такая казнь произошла прямо перед нашим приездом в Обан. Ситуацию описали так:

"Священные идолы и другие предметы относятся в ту часть зарослей, где для них из зеленых ветвей построен маленький шалаш. На милю вокруг выставляются часовые, чтобы задерживать незваных гостей. Впрочем, однажды две маленькие девочки-сестры, вероятно в поисках орехов и фруктов, пропустили часовых и случайно зашли на священную территорию. Часовые поймали их, привели к Эгбо, приговорили к смерти и практически сразу же повесили. Их брату, занимавшему один из самых высоких постов в этом обществе, была оказана величайшая честь присутствовать на их казни, а затем отнести тела своей семье. В подобных случаях нет никакой надежды на исправление вины"3.

Позже мы узнали, что первооткрывателями Эгбо была группа женщин, которые пришли на рассвете к реке половить рыбу. На берегу они обнаружили первого Эгбо, принесенного туда божественной женщиной, которая спустилась на Землю, чтобы научить своих человеческих сестер тайнам культа. После того, как женщины узнали секреты мистерий, они с триумфом принесли идола в свой город, где построили шалаш, в котором спрятали его, а затем проводили культовые церемонии. Через некоторое время мужчины обратили внимание на влияние нового института и заставили женщин раскрыть его тайны. Как только они узнали их, они сразу же убили всех тех, кому впервые была открыта тайна, и установили закон, гласивший, что в будущем только мужчины могут становиться членами общества и присутствовать на церемониях.

Вот яркий рассказ преподобного Хоупа Ваделла о казни женщины, которая украдкой взглянула на Эгбо:

"Заставив ее сесть на землю, - говорит он, - они танцевали вокруг нее, подпрыгивали и скакали туда-сюда, звенели в колокольчики, стучали в барабаны и размахивали мечами у нее над головой. Иногда они касались острием задней части ее шеи, отчего она сжималась и дрожала. Затем по сигналу ей был нанесен смертельный удар".

Это было "правосудие", совершенное мужчинами, которые узурпировали женщин, осмелившихся нарушить культовые мистерии, тайна которых когда-то принадлежала исключительно им.

Маска "Болезнь" тайного общества Эгбо
Маска "Болезнь" тайного общества Эгбо

Одно из самых страшных тайных обществ ибибио - Эккпо Нъяуо, т.е. призраки-разрушители4 - также изначально было женским, что подтверждается нижеследующей историей, составленной из трех рассказов, немного различающихся в деталях, которые были записаны в различных частях области.

Как мужчины украли тайну женского общества Эккпо Нъяуо

Давным-давно, древние женщины ибибио были более могущественными, чем мужчины, ибо только им были известны мистерии богов и тайные знания, что давало им возможность держать мужчин в качестве слуг, заставляя их выполнять самую тяжелую работу. Имея сильные руки и ноги и будучи более выносливыми, мужчины особенно были полезны в роли воинов.

Сначала женщин было намного больше, чем мужчин, но затем количество последних стало увеличиваться и, спустя некоторое время, они стали недовольны своей участью. "Почему, - спрашивали они, - на нас сваливается самая тяжелая работа, а женщины правят нами? А ведь их тела намного слабее наших!". Другие им отвечали: "До тех пор, пока они в одиночку владеют тайным знанием, они будут господствовать над нами". Так мужчины перешептывались друг с другом, пытаясь найти способ сбросить ярмо женской власти.

Однажды люди из Одуко пошли на войну с людьми из Уруа эйе, которых после ожесточенной битвы им удалось победить и отбросить далеко в заросли. Победители начали сжигать город, но в доме, построенном для встреч одного из тайных женских обществ, они обнаружили брошенные странные маски и фетиши вместе с бахромчатыми одеждами и всем необходимым для проведения церемоний ужасного культа Эккпо Нъяуо (Призраки-разрушители). Все эти вещи воины забрали с собой в город и показали старцам, которые согласно нашим обычаям всегда остаются дома во время войны. Они долго обсуждали смысл этих вещей и скрытые в них силы, но так и не смогли ничего понять. Тогда один мудрый старец сказал:

"Давайте отнесем женщинам в дар коз и пальмовое вино, и будем умолять их научить нас мистериям, чтобы мы, узнав их, смогли стать сильными".

Все согласились и устроили большой пир. Потом, когда все мужчины и женщины уже поели и попили, тот хитрый старец удалился с несколькими старшими женщинами, бывшими у них главными, и искусно заговорил с ними:

"Лучше расскажите нам о смысле Эккпо Нъяуо и научите нас культовым церемониям, потому что все мужчины города хотят присоединиться к вашим мистериям, чтобы вместе наш народ стал самым сильным по сравнению с остальными".

Тогда главная жрица сказала другой старой женщине одуко:

"Давайте уединимся от мужчин, чтобы женщины смогли втайне обсудить этот вопрос. Мне кажется, что за закрытыми дверьми или в скрытых частях зарослей будет много шепота, поэтому тихими и осторожными должны быть наши шаги по новой дороге, по которой мужчины хотят вести нас".

На это вторая старая женщина сказала:

"Лично я против всего этого. Я не хочу учить мистериям мужчин, потому что думаю, что они хотят обмануть нас и забрать у нас Эккпо Нъяуо, чтобы мы не могли больше господствовать над ними".

Затем две эти мудрые женщины сказали младшим: "Мы не позволим мужчинам войти в наше общество". Но те закричали на них, говоря, что они глупые и недалекие, что они заботятся о вчерашнем дне и не думают о дне завтрашнем. В конце концов, младшие женщины объявили:

"Будет хорошо, если мужчины узнают все ритуалы. Разве они не наши мужчины, которые служили нам? Зачем же тогда нам скрывать от них наши тайны?"

Так криками и горячими речами они отвергли совет старших, которые хотели остановить их. Тогда одна старая женщина сказала:

"Пусть будет по-вашему. Раз вы не хотите слушать, мы больше ничего говорить не будем. Тем не менее, мы знаем, что, когда мужчины узнают наши тайны, они заберут у нас Эккпо Нъяуо, и мы больше не сможем господствовать над ними, как это было раньше".

Тогда младшие женщины рассказали мужчинам о культовых мистериях, обо все церемониях и тайных знаниях, с помощью которых они удерживали свое господство. После этого мужчины созвали большое собрание и объявили:

"С этого момента мы устанавливаем закон, гласящий о том, что, если какая-нибудь женщина попытается принять участие в играх Эккпо Нъяуо, то мужчины отведут ее на рыночную площадь и отрежут ей голову на виду у всех людей".

Услышав это, женщины горько пожалели о содеянном, но не осмелились ослушаться, потому что мужчины были более сильными и очень жестокими. Только две женщины, не желавшие открыть тайну, сказали:

"Мы не хотели раскрыть мистерии мужчинам, поэтому мы будем и дальше устраивать наши игры в одиночку для самих себя". На что мужчины ответили:

"Если какая-либо женщина снова устроит игры Эккпо Нъяуо, то ее привяжут к столбу на рыночной площади и обезглавят на виду у всех горожан, чтобы другие женщины стали свидетелями ее смерти и больше никогда не проводили подобные игры".

Несмотря на это, старые женщины продолжали устраивать церемонии, скрываясь в тайном убежище, которое они соорудили в глубоких зарослях. Однако после длительных поисков мужчины обнаружили их, отвели их на рыночную площадь одуко, где отрубили им головы на глазах у испуганных женщин.

Вот почему никто кроме мужчин не может не только принимать участие в играх Эккпо Нъяуо, но и наблюдать за ритуалами этого общества.

После этих нововведений всем жителям города, не входившим в общество, было приказано оставаться дома за закрытыми дверьми и окнами, в то время как на улицах проносят и уносят идолов.

Не так давно в Ндие одна женщина по имени Адьяха Удау Анва осмелилась сидеть на своей веранде и следить за запретными ритуалами. К ней вбежал "идол", чтобы схватить ее и наказать за опрометчивость. Испугавшись последствий своего любопытства, бедная женщина забежала в дом и заперла дверь, но служители Эккпо быстро сломали этот непрочный барьер. Адьяха пыталась найти куда спрятаться и за неимением лучшего забралась на шкаф над печью, где обычно стоят горшки и кастрюли, и коптится мясо. Низ такого хранилища делается не сплошным, а из перекрещенных пальмовых стеблей, чтобы дым свободно проходил через щели. Сначала Эккпо Нъяуо, силой проложивший себе путь, не мог понять, где прячется женщина, но затем услышал, как под ее тяжестью трещат пальмовые стебли. Тогда он ударил мачете по низу шкафа, и женщина упала вниз.

Потом он дважды ударил ее по голове, нанеся две раны - одну от основания носа до затылка, а другую - от уха до уха через темя, таким образом, отметив ее большим крестом.

Позже этой женщиной занялся местный врач и после длительного ухода вылечил ее, однако, волосы больше никогда не росли на месте шрамов, которые до сих пор отчетливо заметны.

Еще один случай произошел с маленькой девочкой восьми лет отроду - ее тоже звали Адьяхой - которую спасли от жертвоприношения Эккпо Нъяуо, после того, как на нее уже было надето жертвенное платье5.

История ибибио о бунте мужчин вызывает в памяти похожее происшествие, в память о котором отмечается фуэгийский праздник Кина. Его учредили в дань памяти о восстании мужчин против женщин, "которые раньше господствовали над ними и владели тайнами волшебства"6.

Так же как над всем пантеоном ибибио возвышается ужасная фигура "Великой Создательницы", так и за культом Эккпо Нъяуо скрываются еще более чудовищные очертания Эки Эккпо - устрашающий двойник Эки Абасси - корень всех зол, Несущий Смерть и Источник Ужаса. Слово "Эккпо" означает не только "призраки", но также и "демоны", и точно так же, как в Книге Пророка Исаии (45, 7) мы находим "Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это", так и здесь, среди этих невежественных ибибио, у которых женщину теперь воспринимают просто в качестве раба своего повелителя-мужчины и никто даже не пытается как-то изменить это положение вещей, мы видим, что не отцовство, а материнство - "материнство, непорочное и одинокое, партеногенез" - является источником всех сил - как света, так и тьмы, добра и зла, жизни и смерти.

"Действительно ужасно смотреть на Мать Эккпо Нъяуо. Она часто оказывается колоссальных размеров, непропорциональной, угольно-черного цвета. Она тенью стоит в мрачной глубине позади алтаря своих сыновей, окруженная ужасающими культовыми символами. Ее руки распростерты, словно она приветствует новых жертв. Вокруг ее плоских, бесформенных ног лежат черепа - одни свежие, цвета слоновой кости, другие потемневшие от дыма множества жертвоприношений, а третьи - с удивительной заботой и почтением вырезаны из твердых куском дерева. У нее два сына - первенец Акпан Нъяуо и Удау, а также две дочери - старшая Адьяха и младшая Ангва-Ангва.

"На плантациях практикуются малые культовые церемонии, а большие проводят на новогоднем Празднике Батата. За восемь дней до того, как можно начинать есть урожай нового года, во всех городах, где данное тайное общество имеет вес, проводится торжественное шествие, во время которого несут идолов, чтобы затем установить их на площади"7.

Во время подобных мероприятиях фигура Эки Эккпо стоит в самом центре и держит в каждой руке по сыну. Иногда рядом ставят изображения двух дочерей - по одной в конце каждой семейной линии. В первые семь дней вечером в сумерках к фетишам подносят домашнюю птицу и другие дары, а в это время участники культа стучат в барабаны, предупреждая людей, не принадлежащих к обществу, чтобы они не подходили к священному месту слишком близко. Батат на эти мероприятия приносить нельзя и, как принято, сначала жертвы предлагаются Эке Эккпо, которая считается источником, из которого произошли все остальные. Затем приходит очередь Акпана получать подношения, затем Удау, а под конец - двух дочерей, хотя иногда их обоих игнорируют.

На восьмой день идолов относят обратно в их обычное убежище - "Мать" несут впереди. Если кто-нибудь случайно увидит на дороге это ужасное шествие, то первое, что должен сделать туземец, это посмотреть, сколько ушей у фетиша - одно или два. Во втором случае есть шанс спастись, так как богиня может услышать неистовую молитву о прощении. В первом случае молитва окажется бесполезной, так как одним ухом (Уна Утунг) богиня никого не слышит. Она может проявить сострадание, только имея два уха.

Для примитивных рас, да и для всего мира, смерть всегда остается величайшей из загадок, и вызывает меньше удивления тот факт, что у ибибио верховным вождем Царства Призраков оказывается существо женского пола, когда мы знаем, что у некоторых народов, например, у яо и вайиса, проживающих в Центрально-Восточной Африке, сама смерть "была изначально принесена в мир женщиной, которая учила двух мужчин спать. Однажды когда они дремали, она зажала ноздри одно из них и держала так, пока он не перестал дышать и не умер"8.

Как уже упоминалось, если женщина станет свидетелем игр Эккпо Нъяуо - неважно, случайно или нет, - то тогда выбирают одного из членов общества и быстро одевают его в специальное облачение культового палача. Женщина начинает умолять о прощении, "тихо, тихо", а затем ее подвергают ужасному наказанию за непреднамеренное вторжение. Ни один "идол" Эккпо не может ходить без мачете в руке. Таким образом, каждый из них готов немедленно выполнить повеление "Великой Матери" и подобно приверженцам Кали Ма принести в ее храм "свежие-свежие куски"!

Нам также посчастливилось узнать, что даже в "Клубе Великих Воинов" под названием "Эконг" (т.е. война) женщина когда-то имела превалирующее влияние. Свидетельства этого мы находим в любопытных пережитках.

Во время праздника урожая батата члены "Эконга" собираются на интересную церемонию. В углу одной из городских "игровых площадок" в землю втыкается ряд колышков. Делается так, чтобы в конце ряда находилось какое-нибудь большое дерево. На высоте примерно полтора метра на подвязках лежат пальмовые листья, а с левой стороны от дерева из этих же листьев сооружают небольшую беседку, в которую сажают человека с хорошим голосом, принадлежащего этому обществу, и он поет в течение большей части церемонии. Он одевается в женскую одежду, представляя таким образом "Мать Эконга". "Если такой человек на празднике отсутствует, то можно не надеяться, что следующий год будет благословлен".

Насколько мы поняли, у Эконга нет отца, а появился он во всей своей силе из сердца девы. Было очень трудно найти информацию по этой теме, так как традиции, по всей видимости, в настоящее время уже полностью утрачены. Однако мы убедили двух очень старых женщин рассказать нам то, что они слышали от своих бабушек, когда они были маленькими девочками. Их рассказы совпадали даже в деталях, единственным отличием было то, что один информант заявил, что Эконг вышел из тела своей матери "в полном вооружении", как Афина, а другой сказал, что Эконг вышел "во всей своей силе и мог носить оружие". Второй рассказ был впоследствии подтвержден Акпабио из ава.

Примечания

(Примечание переводчика) Статья "Тайные женские общества у ибибио" является главой из книги Д. Эмори Тэлбот "Woman's Mysteries of a Primitive People: The Ibibios of Southern Nigeria" (1915).

1. "Magic and Fetishism", p. 12. A. C. Haddon, F.R.S.
2. Полное описание церемонии "призывания Эгбо" можно будет найти под названием "Похоронные обряды" в книге моего мужа "By Haunted Waters".
3. "In the Shadow of the Bush", pp. 43-4. (Heinemann, London; George Doran, New York).
4. Полный тчет об этом ужасном обществе можно будет найти в "By Haunted Waters".
5. "By Haunted Waters", P. Amaury Talbot.
6. "Les Origines du Mariage et de la Famille", p. 448. Giraud Teulon.
7. Edinburgh Review July 1914. P. Amaury Talbot.
8. Journ. Anthrop. Inst., xxii., 111-12. J. Macdonald.

Написать отзыв ? Обсудить статью

Д. Эмори Тэлбот
(@) Перевод с английского: Антон Шеховцов